Картофелеуборочный комбайн КПК-3

Комбайн КПК-3. Общий вид.
  1. Назначение и техническая характеристика
  2. Устройство
  3. Подготовка к работе и основные регулировки
  4. Порядок работы
  5. Организация труда
  6. Техническое обслуживание
  7. Меры безопасности
  8. Правила хранения
  9. Регулировочные показатели
  10. Возможные неисправности и методы их устранения
  11. Литература

Назначение и техническая характеристика

Комбайн КПК-3 предназначен для уборки картофеля, посаженного с междурядьями 70 см, на легких и средних почвах относительной влажностью 12...24% и тяжелых переувлажненных - до 30%, на полях, незасоренных крупными камнями (свыше 50 мм) с общей массой их в пахотном слое до 8 т/га, с предварительно убранной ботвой при массе растительности остатков до 6 т/га, в том числе сорняков - до 1.5 т/га. Агрегатируется с тракторами МТЗ-80, -82, МТЗ-100, -102, МТЗ-142, Т-70С, ДТ-75МХ с узкими гусеницами. Выбор трактора обуславливается механическим составом почвы, ее влажностью, твердостью, засоренностью поля растительными и другими примесями. Обслуживают тракторист и комбайнер. Рекомендуется для применения в различных зонах России.

Техническая характеристика

Типполунавесной
Производительность в час, га:
    основного времени
0.44...0.80
    эксплуатационного
0.26...0.48
Удельный расход топлива при агрегатировании, кг/га:
    с колесными тракторами
30
    с гусеничными
40
Скорость, км/час:
    рабочая
2...6
    транспортная
до 25
Ширина захвата, м2.1
Глубина хода лемехов, смдо 25
Вместимость бункера, кг1500
Габаритные размеры, мм8000x5000x3300
Масса (с полным комплектом рабочих органов, запасными частями и инструментом), кг6000

К началу страницы

Устройство

Рис.1. Технологическая схема комбайна КПК-3 Рис.1. Технологическая схема комбайна КПК-3:
1 - катки опорные; 2 - диски выкапывающие; 3 - лемех; 4 - шнек продольный; 5 - основной элеватор; 6 - шнек центральный; 7 - элеватор второй; 8 - редкопрутковое полотно ботвоудалителя; 9 - ролик прижимной; 10 - транспортёр пальчиковый; 11 - шнек; 12 - транспортёр ковшовый; 13 - шнек боковой; 14 - транспортер загрузки бункера; 15 - бункер; 16 - ходовые колёса; 17 - комкодавитель; 18 - горка раската.

Комбайн состоит (рис.1) из основной рамы с ходовыми колесами и навешенных на нее рабочих органов и узлов: подкапывающей секции с опрессовывающими катками и комкодавителем, второго элеватора, пальчиковой горки с задним шнеком, редкопруткового транспортера-ботвоудалителя, транспортера загрузки бункера, бункера, гидросистемы, площадки комбайнера, щитовой системы, привода.

Схема комбайна обеспечивает его высокую технологическую надежность, поэтому переборщики не требуются.

Подкапывающая секция выполнена в виде подвижной рамы, закрепленной задней частью на основной раме шаровым шарниром, обеспечивающим возможность поперечных наклонов подвижной рамы в зависимости от рельефа почвы и вертикальных перемещений передней части - от глубины выкапывания и рельефа грядок в продольном сечении. Передняя часть рамы снабжена опорой, размещенной в вертикальном пазу основной рамы, она исключает поперечное перемещение подвижной рамы от продольной оси комбайна.

На подвижной раме установлены три грядкообжимных катка, регулируемых по высоте в зависимости от глубины выкапывания клубней, за ними - три копача в виде двух установленных с развалом дисков, между которыми в нижней зоне расположен поддерживающий выкопанную массу лемех, а в верхней - продольный шнек для подачи ее от дисков на основной элеватор, состоящий из правого и левого прутковых полотен. Над полотнами установлены шнеки для ворошения выкопанной массы и подачи в зону комкодавителя.

За подкапывающей секцией - второй прутковый элеватор, основная горка с задним шнеком, охваченные редкопрутковым транспортером ботвоудалителя.

Слева по ходу комбайна от основной горки установлена дополнительная горка раската клубней.

На раме - подъемный ковшовый транспортер с сопроводительным транспортером, транспортер загрузки бункера с регулируемой высотой выгрузки и бункер вместимостью 1500 кг со скатным лотком.

На площадке комбайнера расположен гидрораспределитель с рычагами управления подъема и опускания лемехов, откидной части и лотка бункера, транспортера загрузки бункера, включения и выключения подвижного дна бункера и механизм регулировки положения комкодавителя. Быстрооткидывающиеся щитки обеспечивают безопасность в работе и легкий доступ к узлам для обслуживания, ремонта и осмотра.

Наличие опорных катков, подкапывающих дисков и шнековых сепараторов обеспечивает повышение рабочей скорости и производительности комбайна. Подкапывающие органы способствуют уменьшению удельного тягового сопротивления, сокращению количества земли и растительных остатков, забираемых из грядок. Размещение шнеков над элеваторами повышает интенсивность крошения пласта. Большая вместимость бункера позволяет сократить частоту выгрузки клубней в транспортное средство.


К началу страницы

Подготовка к работе и основные регулировки

С завода комбайн отправляется комплектно в собранном виде согласно комплектовочной ведомости в соответствии с упаковочным листом N 1/2, являющимся основным документом, по которому потребитель проверяет комплектность комбайна, запасных частей и инструментов. При получении комбайна необходимо проверит наличие запасных частей, инструмента и принадлежностей по упаковочным листам и произвести следующие операции по подготовки его к работе:

Порядок агрегатирования с тракторами МТЗ-80,-82,-100,-102,-142:

Рис.2a. Схема навески комбайна КПК-3 на трактор ДТ-75МХ
Рис.2a. Схема навески комбайна КПК-3 на трактор ДТ-75МХ

Порядок агрегатирования с трактором ДТ-75МХ (рис.2a):

  • на тракторе установить узкие гусеницы 240 мм;
  • корпус подшипника ВПМ установить на задние отверстия;
  • снять с трактора механизм навески раздельно - агрегатной гидронавесной системы;
  • отсоединить бугеля от заднего моста трактора;
  • перевернуть бугеля вместе с прицепной скобой относительно друг друга для повышения точки прицепа над поверхностью поля и закрепить их на заднем мосту трактора;
  • подъехать трактором к прицепной скобе комбайна;
  • при необходимости отрегулировать опорой высоту скобы комбайна до совпадения с ушком серьги трактора, шкворень зашплинтовать;
  • закрепить страховочную цепь или трос;
  • соединить и закрепить телескопический вал так, чтобы часть его с наружным ограждением закрепить на ВПМ, а с внутренним - на ВОМ трактора, причем вилки шарниров должны находиться в одной плоскости;
  • закрепить цепочки ограждений телескопического вала (от ВПМ – на болт крепления переднего корпуса подшипника, от ВОМ - на шпильку крышки его хвостовика);
  • соединить вилку кабеля сигнализации комбайна с розеткой трактора;
  • соединить рукава гидросистемы комбайна с выводами трактора.
Рис.2б. Схема навески комбайна КПК-3 на трактор Т-70С
Рис.2б. Схема навески комбайна КПК-3 на трактор Т-70С

Порядок агрегатирования с трактором Т-70С (рис.2б):

  • корпус подшипника ВПМ установить на передние четыре отверстия площадки;
  • хвостовик вала ВОМ трактора длиной 218 мм установить на обороты 9.08 рад/сек (545 рад/мин);
  • укоротить горизонтальные тяги навески трактора на минимальную длину так, чтобы расстояние от торца ВОМ до оси отверстия прицепной серьги в месте соединения ее со скобой прицепа комбайна равнялась 400±10 мм;
  • установить вертикальные тяги навески и отрегулировать их на длину 625 мм по центрам осей;
  • соединить с шкворнем, прикладываемым к поперечине трактора, прицеп комбайна с серьгой трактора;
  • зашплинтовать шкворень;
  • соединить и закрепить телескопический вал так, чтобы часть его с наружным ограждением закрепить на ВПМ комбайна, а со внутренним - на ВОМ трактора, при этом вилки шарниров должны находиться в одной плоскости;
  • установить страховочную цепь;
  • установить с помощью гидросистемы трактора скобу прицепа комбайна на высоту 450 мм от земли и зафиксировать в этом положении ограничительный упор на штоке гидроцилиндра трактора;
  • зафиксировать цепочками ограждение телескопического вала (от ВОМ - за кольцо чеки крепления оси центральной тяги навески, от ВПМ - на болт крепления переднего корпуса подшипника);
  • соединить рукава высокого давления от разрывных муфт комбайна с выводами нагнетательной и сливной магистралей трактора;
  • соединить электроразъем;
  • проверить действие гидравлики, звукового сигнала, работу всех органов комбайна.

При подготовке комбайна к работе необходимо проверить затяжку крепежных изделий, натяжение цепных контуров и цепей полотна бункера, полотен горок, второго элеватора, редкопруткового транспортера ботвоудалителя, проверить наличие смазки в редукторах, перевести из транспортного положения в рабочее подкапывающую секцию (расшплинтовать фиксирующую ось, вынуть из направителя), проверить действие гидросистемы. При необходимости устранить подтеки масла в местах соединении, проверить давление в шинах, защитные устройства, изъять из ЗИПа необходимые запасные части к полотнам элеваторов и транспортеров (ремни, трубки, прокладки, обжимки, скобы уложить в инструментальный ящик, а прутки закрепить к скобам на основном брусе рамы под бункером с левой стороны комбайна), перевести основную раму в рабочее положение, при этом тяги навески и основные брусья должны находиться в горизонтальном положении.

При уборке картофеля необходимо учитывать конкретные условия и соответствующим образом регулировать рабочие органы комбайна. Конструкцией предусмотрены следующие технологические регулировки:

  1. изменение расстояния между тремя опорными катками и лемехами с помощью винтовых пар двух стоек (рис.3) для регулировки глубины подкапывания грядки;
  2. изменение ширины захвата и степени обжатия пласта грядки дисками: при верхнем положении кронштейна - минимальная ширина захвата, при нижнем - максимальная, максимальная степень обжатия пласта грядки и наибольшее приближение защемленного дисками пласта почвы к лопастям шнека между дисками (рис.4);
  3. изменение зазора между лопастями шнеков и прутками элеваторов посредством винтовых пар для регулировки интенсивности отделения примесей на основном элеваторе (рис.5,6);
  4. регулировка центрального шнека при опущенной подкапывающей секции комбайна;
  5. изменение угла наклона пальчиковой поверхности горок механизмом и рукояткой в зависимости от условий работы для регулировки работы основной и дополнительной горок (рис.7);
  6. регулировка расположения заднего шнека - вращением рукоятки механизма подъема шнека через цепные тяги, а валика клубнеотбойного - винтами в кронштейнах шнека (рис.8);
  7. регулировка сопроводительного транспортера - встречно вращающимся полотном и нижним обрезиненным барабаном, с помощью винтовых натяжников можно корректировать эффективность ботвоудаления (рис.9);
  8. изменение положения транспортера загрузки бункера (верхнее и нижнее) - для его регулировки (рис.10), при ослаблении натяжения ремней транспортера необходимо переставить в отверстиях задние ролики;
  9. регулировка расположения откидной части бункера (рис.11). Изменение расположения подвижной части бункера для регулировки высоты падения клубней в транспортное средство: при загрузке она поднимается гидроцилиндром, после выгрузки им закрывается лоток, для обеспечения максимальной производительности комбайна при минимальных повреждениях клубней необходимо, чтобы процесс отсеивания мелкой почвы заканчивался только на задней основной горке, а количество твердых примесей, поступающих в бункер, не превышало допустимой величины;
  10. регулировка предохранительных муфт. Правильно отрегулированные, они должны срабатывать как при перегрузках, так и при попадании посторонних предметов; если наблюдается прощелкивание одной из муфт, следует немедленно остановить комбайн, определить причину пробуксовывания и устранить ее, при пробуксовке при нормальной работе комбайна без забивания рабочих органов или их заклинивания следует подтянуть гайки на 1...1,5 витка, при этом категорически запрещается затягивание муфты до полного соприкосновения тарельчатых пружин (суммарный зазор между последними должен быть больше высоты зуба зубчатых шайб, равной 6,5 мм) и блокировка их - это ведет к поломке узла (рис.12).
Рис.3. Регулировка глубины подкапывания
Рис.3. Регулировка глубины подкапывания:
1 - опорные катки; 2 - винтовая пара; 3 - стойка.
Рис.4. Изменение ширины захвата и степени обжатия пласта грядки дисками
Рис.4. Изменение ширины захвата и степени обжатия пласта грядки дисками:
1 - опорные катки; 2 - винтовая пара; 3 - стойка.
Рис.5. Центральный шнек
Рис.5. Центральный шнек:
Регулировка интенсивности отделения примесей на основном элеваторе. Регулировка натяжения цепного контура: 1 - полотно элеватора; 2 - лопасти шнека; 3 - винтовая пара.
Рис.6. Боковые шнеки
Рис.6. Боковые шнеки:
Регулировка интенсивности отделения примесей на основном элеваторе. Регулировка натяжения цепного контура: 1 - лопасти шнека; 2 - полотно элеватора; 3 - винтовая пара.
Рис.7. Регулировка расположения основной и дополнительной горок
Рис.7. Регулировка расположения основной и дополнительной горок:
1 - горка; 2 - механизм регулировки; 3 - рукоятка механизма регулировки; 5 - клапан; 4,6 - упорные болты.
Рис.8. Регулировка расположения заднего шнека
Рис.8. Регулировка расположения заднего шнека:
1 - горка; 2 - лопасти заднего шнека; 3 - клубнеотбойный валик; 4 - механизм регулировки; 5 - винты в кронштейнах шнека.
Рис.9. Регулировка сопроводительного транспортера
Рис.9. Регулировка сопроводительного транспортера:
1 - барабан; 2 - передние ролики; 3 - сороводительный транспортер; 4 - вращающееся полотно; 5,7 - винтовые натяжники; 6 - болты крепления ведущего вала.
Рис.10. Регулировка транспортера загрузки бункера
Рис.10. Регулировка транспортера загрузки бункера:
1 - транспортер; 2 - цилиндр.
Рис.11. Регулировка расположения откидной части бункера
Рис.11. Регулировка расположения откидной части бункера:
1 - пружина; 2 - подвижная часть бункера; 3 - лоток; 4 - гидроцилиндр.
Рис.12. Предохранительная муфта
Рис.12. Предохранительная муфта:
1 - зубчатая шайба; 2 - шлицевая втулка; 3 - тарельчатая пружина.

К началу страницы

Порядок работы

При движении агрегата катки, перемещаясь по грядкам, осуществляют контроль заданной глубины выкапывания картофеля и частичное раздавливание комков почвы. Диски вырезают пласт, несколько сжимают его, давят комки и по плоскости лемехов падают на передний прутковый элеватор, при этом шнек дисков, способствуя передачи от них массы, дополнительно крошит пласт, частично отрывает ботву и предотвращает круговой поворот пласта на липких почвах. Масса подается полотном к шнекам, которые интенсивно крошат комки, просыпают почву между прутками полотен, выводят ее и мелкие примеси на убранное поле в зазор между шнеками и полотнами. Очищенная масса подается шнеками к комкодавителю.

Суженный с трех рядков до ширины комкодавителя поток поступает на редкопрутковый транспортер, он выносит крупные неразрушенные комки и растительные остатки на убранное поле, клубни и оставшиеся мелкие примеси просеиваются между прутками транспортера на второй элеватор, последний, сепарируя мелкую почву, подает массу на широкую пальчиковую горку. В зависимости от угла наклона горки картофель скатывается в ковшовый транспортер и поступает с примесями к заднему шнеку. При этом шнек, пропуская примеси под собой, остальную массу отправляет на узкую горку, где осуществляются дополнительная очистка и подача клубней в ковшовый транспортер, который подает их на сопроводительный транспортер. Ботвозатягивающий валик последнего сбрасывает ботву в низ, а клубни с транспортера предаются на загрузочный транспортер, который загружает бункер - накопитель в зоне его заполнения. По мере заполнения бункера его дно продвигают, картофель поступает в зону выгрузки, при этом откидную часть бункера устанавливают в положение, близкое к горизонтальному. Транспортное средство подъезжает под заполненный бункер, выгрузную часть его комбайнер опускает в сторону транспортного средства и выгружает картофель. Выгрузка его осуществляется как при остановках, так и на ходу. Возможна работа комбайна, когда бункер не наполняется, картофель подается постоянно транспортером бункера в рядом идущий транспорт.


К началу страницы

Организация труда

Эффективное использование комбайна неразрывно связано с внедрением шестирядного комплекса машин для посадки и ухода при возделывании картофеля.

Высокая сепарация почвы и чистота клубней в таре достигаются при строгом соблюдении агротребований на всех операциях. Одним из агроприемов, обеспечивающих как повышение урожайности, так и улучшение работы уборочных агрегатов, является посадка в предварительно нарезанные гребни с внесением в них удобрениями, что позволяет дополнительно разрыхлить почву, сократить сроки посадки и создать запас питательных веществ в зоне посаженых клубней. На суглинистых почвах рекомендуется проведение перед нарезкой гребней фрезерование почвы фрезерными культиваторами.

Сошники шестирядных сажалок должны быть отрегулированы на одинаковую глубину и расставлены на междурядья 70 см с отклонениями ±2 см.

Операции по уходу нужно проводить культиваторами с захватом шириной 4,2 м и "по следу" посадочных агрегатов. Смещение рядков недопустимо. Уборка должна производится в лучшие агротехнические сроки, картофель к моменту уборки - быть биологически зрелым. Сильно развитая ботва убирается не позднее, чем за 6...7 дней до начала уборки товарного картофеля.

Перед началом работы комбайна поле разбивается на загоны шириной 42 метра (60 рядков). Границы - стыковые междурядья, поворотные полосы - не менее 12...14 м. Рабочие органы необходимо отрегулировать по перечисленным позициям. Трактор нужно вести так, чтобы опорные катки подкапывающей секции располагались по центру грядок. Он должен двигаться загонным способом с беспетлевыми поворотами, чтобы убранное поле всегда находилось с правой стороны. Выгрузка картофеля производится как при остановке агрегата, так и в рядом идущий транспорт.


К началу страницы

Техническое обслуживание

Работоспособность комбайна на протяжении всего периода уборочных работ может быть достигнута только при плановом техническом обслуживании. Хорошо налаженная планово - предупредительная система обслуживания обеспечивает нормальное техническое состояние и постоянную готовность комбайна к высоко производительной и экономичной работе. Система включает обслуживание при транспортировании, обкатке, ежесменной - перед началом работы (через 8...10 ч работы), периодическое ТО-1 - через 120 ч, при хранении.

При ежедневном ТО перед началом работы необходимо очистить комбайн от земли и растительных остатков, проверить визуально состояние и надежность крепления лемехов и выкапывающих дисков, направляющих и поддерживающих роликов, валов, полотен элеваторов и транспортеров, лопастей шнеков, баллона-комкодавителя, полотен горок, прутков сопроводительного и загрузки бункера транспортеров, планок полотна бункера, дисков ходовых колес, натяжение цепей. Натяжение последних считается нормальным, если ведомая ветвь под действием усилия 150 Н отклоняется на 10...15 мм посередине касательной линии двух окружностей ведущей и ведомой звездочек.

Основные регулировочные показатели приведены в прил. 1, возможные неисправности и методы их устранения в прил. 2.

При ТО-1 должны проводиться ежесменное и проверяться давление в шинах ходовых колес, в баллоне-комкодавителе, уровень в главном тормозном цилиндре, регулироваться подшипники ступиц ходовых колес и выкапывающих дисков.


К началу страницы

Меры безопасности

[Внимание]

Строгое выполнение требований техники безопасности обязательно для всех, обслуживающих комбайн и трактор. К работе на комбайне допускаются лица, прошедшие специальную подготовку. Посторонним категорически запрещается находиться на работающем комбайне. Все виды регулировок и технического ухода необходимо выполнять только после полной остановке агрегата при заглушенном двигателе трактора. Тракторист должен пускать комбайн в работу только по сигналу. Запрещается работа комбайна без предохранительных кожухов и ограждений карданных и цепных передач, садиться на ходу при работе и транспортировке комбайна.


К началу страницы

Правила хранения

Комбайн после окончания уборочных работ должен храниться в закрытых помещениях или под навесом. Перед этим его нужно отчистить от грязи, ботвы и растительных остатков, вымыть. Затем проверить техническое состояние и определить возможность дальнейшей эксплуатации без ремонта, установить на подставки на месте хранения, снять, законсервировать и сдать на хранение приводные цепи, снизить давление в ходовых колесах, ослабить натяжение пружин предохранительных муфт, восстановить поврежденную окраску на металлических поверхностях, законсервировать резьбовые поверхности, выступающие части штоков гидроцилиндров, произвести смазку комбайнов, покрыть поверхности гибких шлангов и колес светозащитным составом.

Состояние комбайна при хранении в закрытых помещениях проверяется через каждые два месяца, на открытых площадках и под навесом - ежемесячно. Результаты проверок оформляются актами и записываются в журнал.


К началу страницы

Приложение 1

Регулировочные показатели

Показатели Значение Периодичность проверки (регулировки)
Рабочая скорость, км/ч 2...6 В процессе работы
Величина заглубления лемехов, см до 25 В процессе работы
Давление в шинах ходовых колес, мПа 0,35..0,02 В процессе работы
Прогиб ведущей ветви втулочно-роликовых цепей (при нажатии с усилием 150Н), мм 10...15 В процессе работы
Угол наклона основной задней горки, град 15...55 В процессе работы
Момент силы предохранительных муфт, Н.м:   
    основного и второго элеваторов
160 В процессе работы
    главной передачи
320 В процессе работы
    продольных шнеков
160 В процессе работы
    привода модуля
160 В процессе работы
Суммарный размер пружинных шайб предохранительных муфт, мм 77±4 В процессе работы
Осевой зазор в подшипниках ступиц ходовых колес, мм 0,1...0,2 Один раз в сезон

К началу страницы

Приложение 2

Возможные неисправности и методы их устранения

Неисправность, внешнее проявление Метод устранения. Необходимые регулировки и испытания
В бункер поступает много резаного картофеля:  
    из-за недостаточной глубины подкапывания
Увеличить глубину
    из-за уборки стыковых грядок
Проверить правильность разбивки на загоны
В бункер поступают раздавленные клубни:  
    колесо трактора идет по гребню грядки
Отрегулировать навеску трактора.
Проверить правильность разбивки поля на загоны.
Потери клубней на полотнах основного и второго элеваторов:  
    из-за изгиба прутков
Выправить прутки
    отгиба скоб прутков
Обжать прутки
Большой процент повреждения клубней на полотне основного элеватора:  
    мала поступательная скорость агрегата
Увеличить скорость
    мал зазор между полотном элеватора и лопастями шнека
Увеличить зазор
Срабатывают одна или несколько предохранительных муфт:  
    заклинивание рабочих органов посторонними предметами
Убрать посторонние предметы
    слаба затяжка пружин предохранительных муфт
Увеличить затяжку
    износ зубчатых шайб
Заменить новыми
Остановка полотен горок или пробуксовка Увеличить натяжение полотен
Обрыв лент полотен элеваторов Отремонтировать ленты
Нагреваются тормозные барабаны при езде без торможения Проверить и отрегулировать свободный ход рычага тормозов
Большой ход рычага тормозов  
    для торможения требуется неоднократное нажатие
Воздух в системе тормозов. Прокачать систему
Потребители гидросистемы не работают Проверить поступление масла в распределитель из системы трактора.
Удалить воздух из трубопроводов.
Проверить залегание клапана в распределителе
Потребители гидросистемы не удерживаются в заданном положении Заменить золотниковые пары на данном потребителе
Не работает проблесковый маяк Проверить целостность проводки, исправность предохранителя
Не работают указатели поворотов Проверить целостность проводки, исправность реле-прерывателя

К началу страницы

Литература

  1. Картофелеуборочный комбайн КПК-3. СоставителиЖ Жуков М.А., Духин И.Е., Никитин В.В., Буклагин Д.С., Татаринцева Л.Е.- М.: АгроНИИТЭИИТО, 1988.- 24с.,ил.

Karelia-PSU PSU Программа
astets@karelia.ru
Создано 02 Апреля 1999
Отредактировано 29 Апреля 1999