Комбайн КПК-3 предназначен для уборки картофеля, посаженного с междурядьями 70 см, на легких и средних почвах относительной влажностью 12...24% и тяжелых переувлажненных - до 30%, на полях, незасоренных крупными камнями (свыше 50 мм) с общей массой их в пахотном слое до 8 т/га, с предварительно убранной ботвой при массе растительности остатков до 6 т/га, в том числе сорняков - до 1.5 т/га. Агрегатируется с тракторами МТЗ-80, -82, МТЗ-100, -102, МТЗ-142, Т-70С, ДТ-75МХ с узкими гусеницами. Выбор трактора обуславливается механическим составом почвы, ее влажностью, твердостью, засоренностью поля растительными и другими примесями. Обслуживают тракторист и комбайнер. Рекомендуется для применения в различных зонах России.
Тип | полунавесной |
Производительность в час, га: | |
| 0.44...0.80 |
| 0.26...0.48 |
Удельный расход топлива при агрегатировании, кг/га: | |
| 30 |
| 40 |
Скорость, км/час: | |
| 2...6 |
| до 25 |
Ширина захвата, м | 2.1 |
Глубина хода лемехов, см | до 25 |
Вместимость бункера, кг | 1500 |
Габаритные размеры, мм | 8000x5000x3300 |
Масса (с полным комплектом рабочих органов, запасными частями и инструментом), кг | 6000 |
Рис.1. Технологическая схема комбайна КПК-3:
1 - катки опорные; 2 - диски выкапывающие; 3 - лемех; 4 - шнек продольный; 5 - основной элеватор; 6 - шнек центральный; 7 - элеватор второй; 8 - редкопрутковое полотно ботвоудалителя; 9 - ролик прижимной; 10 - транспортёр пальчиковый; 11 - шнек; 12 - транспортёр ковшовый; 13 - шнек боковой; 14 - транспортер загрузки бункера; 15 - бункер; 16 - ходовые колёса; 17 - комкодавитель; 18 - горка раската. |
Комбайн состоит (рис.1) из основной рамы с ходовыми колесами и навешенных на нее рабочих органов и узлов: подкапывающей секции с опрессовывающими катками и комкодавителем, второго элеватора, пальчиковой горки с задним шнеком, редкопруткового транспортера-ботвоудалителя, транспортера загрузки бункера, бункера, гидросистемы, площадки комбайнера, щитовой системы, привода.
Схема комбайна обеспечивает его высокую технологическую надежность, поэтому переборщики не требуются.
Подкапывающая секция выполнена в виде подвижной рамы, закрепленной задней частью на основной раме шаровым шарниром, обеспечивающим возможность поперечных наклонов подвижной рамы в зависимости от рельефа почвы и вертикальных перемещений передней части - от глубины выкапывания и рельефа грядок в продольном сечении. Передняя часть рамы снабжена опорой, размещенной в вертикальном пазу основной рамы, она исключает поперечное перемещение подвижной рамы от продольной оси комбайна.
На подвижной раме установлены три грядкообжимных катка, регулируемых по высоте в зависимости от глубины выкапывания клубней, за ними - три копача в виде двух установленных с развалом дисков, между которыми в нижней зоне расположен поддерживающий выкопанную массу лемех, а в верхней - продольный шнек для подачи ее от дисков на основной элеватор, состоящий из правого и левого прутковых полотен. Над полотнами установлены шнеки для ворошения выкопанной массы и подачи в зону комкодавителя.
За подкапывающей секцией - второй прутковый элеватор, основная горка с задним шнеком, охваченные редкопрутковым транспортером ботвоудалителя.
Слева по ходу комбайна от основной горки установлена дополнительная горка раската клубней.
На раме - подъемный ковшовый транспортер с сопроводительным транспортером, транспортер загрузки бункера с регулируемой высотой выгрузки и бункер вместимостью 1500 кг со скатным лотком.
На площадке комбайнера расположен гидрораспределитель с рычагами управления подъема и опускания лемехов, откидной части и лотка бункера, транспортера загрузки бункера, включения и выключения подвижного дна бункера и механизм регулировки положения комкодавителя. Быстрооткидывающиеся щитки обеспечивают безопасность в работе и легкий доступ к узлам для обслуживания, ремонта и осмотра.
Наличие опорных катков, подкапывающих дисков и шнековых сепараторов обеспечивает повышение рабочей скорости и производительности комбайна. Подкапывающие органы способствуют уменьшению удельного тягового сопротивления, сокращению количества земли и растительных остатков, забираемых из грядок. Размещение шнеков над элеваторами повышает интенсивность крошения пласта. Большая вместимость бункера позволяет сократить частоту выгрузки клубней в транспортное средство.
С завода комбайн отправляется комплектно в собранном виде согласно комплектовочной ведомости в соответствии с упаковочным листом N 1/2, являющимся основным документом, по которому потребитель проверяет комплектность комбайна, запасных частей и инструментов. При получении комбайна необходимо проверит наличие запасных частей, инструмента и принадлежностей по упаковочным листам и произвести следующие операции по подготовки его к работе:
При подготовке комбайна к работе необходимо проверить затяжку крепежных изделий, натяжение цепных контуров и цепей полотна бункера, полотен горок, второго элеватора, редкопруткового транспортера ботвоудалителя, проверить наличие смазки в редукторах, перевести из транспортного положения в рабочее подкапывающую секцию (расшплинтовать фиксирующую ось, вынуть из направителя), проверить действие гидросистемы. При необходимости устранить подтеки масла в местах соединении, проверить давление в шинах, защитные устройства, изъять из ЗИПа необходимые запасные части к полотнам элеваторов и транспортеров (ремни, трубки, прокладки, обжимки, скобы уложить в инструментальный ящик, а прутки закрепить к скобам на основном брусе рамы под бункером с левой стороны комбайна), перевести основную раму в рабочее положение, при этом тяги навески и основные брусья должны находиться в горизонтальном положении.
При уборке картофеля необходимо учитывать конкретные условия и соответствующим образом регулировать рабочие органы комбайна. Конструкцией предусмотрены следующие технологические регулировки:
Рис.3. Регулировка глубины подкапывания: 1 - опорные катки; 2 - винтовая пара; 3 - стойка. |
Рис.4. Изменение ширины захвата и степени обжатия пласта грядки дисками: 1 - опорные катки; 2 - винтовая пара; 3 - стойка. |
Рис.5. Центральный шнек: Регулировка интенсивности отделения примесей на основном элеваторе. Регулировка натяжения цепного контура: 1 - полотно элеватора; 2 - лопасти шнека; 3 - винтовая пара. |
Рис.6. Боковые шнеки: Регулировка интенсивности отделения примесей на основном элеваторе. Регулировка натяжения цепного контура: 1 - лопасти шнека; 2 - полотно элеватора; 3 - винтовая пара. |
Рис.7. Регулировка расположения основной и дополнительной горок: 1 - горка; 2 - механизм регулировки; 3 - рукоятка механизма регулировки; 5 - клапан; 4,6 - упорные болты. |
Рис.8. Регулировка расположения заднего шнека: 1 - горка; 2 - лопасти заднего шнека; 3 - клубнеотбойный валик; 4 - механизм регулировки; 5 - винты в кронштейнах шнека. |
Рис.9. Регулировка сопроводительного транспортера: 1 - барабан; 2 - передние ролики; 3 - сороводительный транспортер; 4 - вращающееся полотно; 5,7 - винтовые натяжники; 6 - болты крепления ведущего вала. | |
Рис.10. Регулировка транспортера загрузки бункера: 1 - транспортер; 2 - цилиндр. |
Рис.11. Регулировка расположения откидной части бункера: 1 - пружина; 2 - подвижная часть бункера; 3 - лоток; 4 - гидроцилиндр. |
Рис.12. Предохранительная муфта: 1 - зубчатая шайба; 2 - шлицевая втулка; 3 - тарельчатая пружина. |
При движении агрегата катки, перемещаясь по грядкам, осуществляют контроль заданной глубины выкапывания картофеля и частичное раздавливание комков почвы. Диски вырезают пласт, несколько сжимают его, давят комки и по плоскости лемехов падают на передний прутковый элеватор, при этом шнек дисков, способствуя передачи от них массы, дополнительно крошит пласт, частично отрывает ботву и предотвращает круговой поворот пласта на липких почвах. Масса подается полотном к шнекам, которые интенсивно крошат комки, просыпают почву между прутками полотен, выводят ее и мелкие примеси на убранное поле в зазор между шнеками и полотнами. Очищенная масса подается шнеками к комкодавителю.
Суженный с трех рядков до ширины комкодавителя поток поступает на редкопрутковый транспортер, он выносит крупные неразрушенные комки и растительные остатки на убранное поле, клубни и оставшиеся мелкие примеси просеиваются между прутками транспортера на второй элеватор, последний, сепарируя мелкую почву, подает массу на широкую пальчиковую горку. В зависимости от угла наклона горки картофель скатывается в ковшовый транспортер и поступает с примесями к заднему шнеку. При этом шнек, пропуская примеси под собой, остальную массу отправляет на узкую горку, где осуществляются дополнительная очистка и подача клубней в ковшовый транспортер, который подает их на сопроводительный транспортер. Ботвозатягивающий валик последнего сбрасывает ботву в низ, а клубни с транспортера предаются на загрузочный транспортер, который загружает бункер - накопитель в зоне его заполнения. По мере заполнения бункера его дно продвигают, картофель поступает в зону выгрузки, при этом откидную часть бункера устанавливают в положение, близкое к горизонтальному. Транспортное средство подъезжает под заполненный бункер, выгрузную часть его комбайнер опускает в сторону транспортного средства и выгружает картофель. Выгрузка его осуществляется как при остановках, так и на ходу. Возможна работа комбайна, когда бункер не наполняется, картофель подается постоянно транспортером бункера в рядом идущий транспорт.
Эффективное использование комбайна неразрывно связано с внедрением шестирядного комплекса машин для посадки и ухода при возделывании картофеля.
Высокая сепарация почвы и чистота клубней в таре достигаются при строгом соблюдении агротребований на всех операциях. Одним из агроприемов, обеспечивающих как повышение урожайности, так и улучшение работы уборочных агрегатов, является посадка в предварительно нарезанные гребни с внесением в них удобрениями, что позволяет дополнительно разрыхлить почву, сократить сроки посадки и создать запас питательных веществ в зоне посаженых клубней. На суглинистых почвах рекомендуется проведение перед нарезкой гребней фрезерование почвы фрезерными культиваторами.
Сошники шестирядных сажалок должны быть отрегулированы на одинаковую глубину и расставлены на междурядья 70 см с отклонениями ±2 см.
Операции по уходу нужно проводить культиваторами с захватом шириной 4,2 м и "по следу" посадочных агрегатов. Смещение рядков недопустимо. Уборка должна производится в лучшие агротехнические сроки, картофель к моменту уборки - быть биологически зрелым. Сильно развитая ботва убирается не позднее, чем за 6...7 дней до начала уборки товарного картофеля.
Перед началом работы комбайна поле разбивается на загоны шириной 42 метра (60 рядков). Границы - стыковые междурядья, поворотные полосы - не менее 12...14 м. Рабочие органы необходимо отрегулировать по перечисленным позициям. Трактор нужно вести так, чтобы опорные катки подкапывающей секции располагались по центру грядок. Он должен двигаться загонным способом с беспетлевыми поворотами, чтобы убранное поле всегда находилось с правой стороны. Выгрузка картофеля производится как при остановке агрегата, так и в рядом идущий транспорт.
Работоспособность комбайна на протяжении всего периода уборочных работ может быть достигнута только при плановом техническом обслуживании. Хорошо налаженная планово - предупредительная система обслуживания обеспечивает нормальное техническое состояние и постоянную готовность комбайна к высоко производительной и экономичной работе. Система включает обслуживание при транспортировании, обкатке, ежесменной - перед началом работы (через 8...10 ч работы), периодическое ТО-1 - через 120 ч, при хранении.
При ежедневном ТО перед началом работы необходимо очистить комбайн от земли и растительных остатков, проверить визуально состояние и надежность крепления лемехов и выкапывающих дисков, направляющих и поддерживающих роликов, валов, полотен элеваторов и транспортеров, лопастей шнеков, баллона-комкодавителя, полотен горок, прутков сопроводительного и загрузки бункера транспортеров, планок полотна бункера, дисков ходовых колес, натяжение цепей. Натяжение последних считается нормальным, если ведомая ветвь под действием усилия 150 Н отклоняется на 10...15 мм посередине касательной линии двух окружностей ведущей и ведомой звездочек.
Основные регулировочные показатели приведены в прил. 1, возможные неисправности и методы их устранения в прил. 2.
При ТО-1 должны проводиться ежесменное и проверяться давление в шинах ходовых колес, в баллоне-комкодавителе, уровень в главном тормозном цилиндре, регулироваться подшипники ступиц ходовых колес и выкапывающих дисков.
Строгое выполнение требований техники безопасности обязательно для всех, обслуживающих комбайн и трактор. К работе на комбайне допускаются лица, прошедшие специальную подготовку. Посторонним категорически запрещается находиться на работающем комбайне. Все виды регулировок и технического ухода необходимо выполнять только после полной остановке агрегата при заглушенном двигателе трактора. Тракторист должен пускать комбайн в работу только по сигналу. Запрещается работа комбайна без предохранительных кожухов и ограждений карданных и цепных передач, садиться на ходу при работе и транспортировке комбайна. |
Комбайн после окончания уборочных работ должен храниться в закрытых помещениях или под навесом. Перед этим его нужно отчистить от грязи, ботвы и растительных остатков, вымыть. Затем проверить техническое состояние и определить возможность дальнейшей эксплуатации без ремонта, установить на подставки на месте хранения, снять, законсервировать и сдать на хранение приводные цепи, снизить давление в ходовых колесах, ослабить натяжение пружин предохранительных муфт, восстановить поврежденную окраску на металлических поверхностях, законсервировать резьбовые поверхности, выступающие части штоков гидроцилиндров, произвести смазку комбайнов, покрыть поверхности гибких шлангов и колес светозащитным составом.
Состояние комбайна при хранении в закрытых помещениях проверяется через каждые два месяца, на открытых площадках и под навесом - ежемесячно. Результаты проверок оформляются актами и записываются в журнал.
Приложение 1
Показатели | Значение | Периодичность проверки (регулировки) |
---|---|---|
Рабочая скорость, км/ч | 2...6 | В процессе работы |
Величина заглубления лемехов, см | до 25 | В процессе работы |
Давление в шинах ходовых колес, мПа | 0,35..0,02 | В процессе работы |
Прогиб ведущей ветви втулочно-роликовых цепей (при нажатии с усилием 150Н), мм | 10...15 | В процессе работы |
Угол наклона основной задней горки, град | 15...55 | В процессе работы |
Момент силы предохранительных муфт, Н.м: | ||
|
160 | В процессе работы |
|
320 | В процессе работы |
|
160 | В процессе работы |
|
160 | В процессе работы |
Суммарный размер пружинных шайб предохранительных муфт, мм | 77±4 | В процессе работы |
Осевой зазор в подшипниках ступиц ходовых колес, мм | 0,1...0,2 | Один раз в сезон |
Приложение 2
Неисправность, внешнее проявление | Метод устранения. Необходимые регулировки и испытания |
---|---|
В бункер поступает много резаного картофеля: | |
|
Увеличить глубину |
|
Проверить правильность разбивки на загоны |
В бункер поступают раздавленные клубни: | |
|
Отрегулировать навеску трактора.
Проверить правильность разбивки поля на загоны. |
Потери клубней на полотнах основного и второго элеваторов: | |
|
Выправить прутки |
|
Обжать прутки |
Большой процент повреждения клубней на полотне основного элеватора: | |
|
Увеличить скорость |
|
Увеличить зазор |
Срабатывают одна или несколько предохранительных муфт: | |
|
Убрать посторонние предметы |
|
Увеличить затяжку |
|
Заменить новыми |
Остановка полотен горок или пробуксовка | Увеличить натяжение полотен |
Обрыв лент полотен элеваторов | Отремонтировать ленты |
Нагреваются тормозные барабаны при езде без торможения | Проверить и отрегулировать свободный ход рычага тормозов |
Большой ход рычага тормозов | |
|
Воздух в системе тормозов. Прокачать систему |
Потребители гидросистемы не работают | Проверить поступление масла в распределитель из системы трактора.
Удалить воздух из трубопроводов. Проверить залегание клапана в распределителе |
Потребители гидросистемы не удерживаются в заданном положении | Заменить золотниковые пары на данном потребителе |
Не работает проблесковый маяк | Проверить целостность проводки, исправность предохранителя |
Не работают указатели поворотов | Проверить целостность проводки, исправность реле-прерывателя |