Полунавесной элеваторный картофелекопатель Z609 |
Картофелеуборочная машина Z609 - двухрядная, полунавесная, элеваторная - предназначена для выкапывания картофеля одновременно из двух рядков.
Машину можно использовать на почвах легких и средней связанности, на полях с небольшим количеством камней и сорняков, с засохшей или срезанной ботвой.
Машина может работать на плоских участках и на склонах с углом наклона не более 3%.
Картофелекопатель Z609 навешивается на тракторы Беларусь, выкапывает картофель, очищает клубни от почвы и укладывает их на поверхности поля и полосы шириной около 80 см (при машине работающей с сыпом). Укладка клубней дает возможность уборки "на запас", т.е. не требует немедленной сборки картофеля за машиной.
Наилучшие результаты достигаются в условиях средней влажности почвы, обеспечивающие хорошее отсеивание.
Работа в условиях обильных атмосферных осадков, т.е. при значительной влажности почвы, осложняется вследствии заклеивания землей рабочих органов машины. В связи с этим увеличивается количество присыпанных клубней. Работа на засохшей почве может привести к повреждению машины.
Для обеспечения производительной и безотказной работы машины рекомендуется удалить с поля ботву или измельчить ее м помощью ботводробителя.
Не устраненная ботва и сорняки забивают рабочие органы вызывая простой в работе.
Работа на почвах с большим количеством камней ведет к быстрому износу рабочих узлов и деталей машин (лемехов, элеваторов, роликов и встряхивателей), деформации лемехов и рамы и обрывает элеватор, сокращает время службы машины и увеличивает расходы на ремонты.
Рабочая ширина | 140 см |
Число рядков вскапываемых машиной | 2 |
Ширина междурядья | 70 см |
Допустимое заглубление лемеха (измеряемое от вершины гребня) | 25 см |
Рабочая скорость | 2-6 км/ч |
Транспортная скорость (макс.) | 12 км/ч |
Эксплуатационная производительность | 0,3-0,6 га/час |
Требуемая мощность трактора для средних связанных почв | 25 л.с. |
Обслуживающий персонал | тракторист |
Размер шин | 5,00х9" |
Давление в шинах | 0,3МПа (3 ат.) |
Колея (постоянная) | 1350 мм |
Дороржный просвет | около 250 мм |
Размеры: | |
| 4500 мм |
| 1650 мм |
| 1140 мм |
Вес (без запасных частей) | около 780 кг |
Несущей конструкцией машины Z609 (рис.1) является рама 1, состоящая из двух стенок и трубчатой рамы зацепа приваренных друг к другу и усиленных раскосами обеспечивающими необходимую жесткость.
Рама укреплена на ходовой части 2, состоящей из двух колес с пневматическими шинами.
Спереди к раме привернуты болтами два лемеха 3 подрезающие рядки.
За лемехом находятся два прутковых элеватора: передний главный 4 и задний каскадный 5. Элеваторы, приводимые звездочками цепных передач, насаженные парами на валы привода, лежат на роликах направляющих 6 и встряхиваются при помощи звездочек встряхивателей 7.
Сзади за каскадным элеватором к раме машины прикреплен экран 16 предотвращающий выбрасывание клубней за боковые стенки.
К одной из стенок прикреплен поворотный ссып 17 укладывающий картофель полосой 80см ширины. (Ссып прилагается в зависимости от заказа).
Для навески машины на трактор служит рама навески соединенная шарнирно с рамой машины, снабженная проушиной для соединения с верхним шарниром навесного устройства с двумя шкворнями для соединения нижними продольными тягами навески. При вод переднего главного элеватора осуществляется от вала отбора мощности трактора через передний телескопический карданный вал 10, предохранительную муфту 11, промежуточный телескопический вал 12 и коническую передачу 13.
Задний каскадный элеватор приводится клиноременной передачей 14.
До передней части рамы прикреплено опорное колесо 15, обеспечивающее постоянную глубину вскапывания и дающее возможность регулировки этой глубины.
Приступая к навеске машины на трактор следует перед этим выполнить следующие предварительные операции:
Машину следует установить на ровной площадке так, чтобы спереди она опиралась на опорное колесо, а не на лемехи. Навеска машины на гидравлическом подъемнике трактора производится в следующем порядке:
Во время транспортировки машины следует поднять ее гидроподъемником трактора так, чтобы просвет между опорным колесом и дорогой был около 20 см, а систему навески трактора закрепить целью для предохранения от самопроизвольного опускания.
Ссып следует снять и уложить на заднем элеваторе машины.
Перед выездом в поле следует произвести осмотр машины и проверить:
После приезда на поле следует осмотреть машину, т.к. во время транспорта (особенно по ухабистым дорогам) могли ослабнуть крепления, обратить внимание на крепление щитков и кожухов механизмов машины.
После этого следует навесить поворотный ссып на его крюк и при помощи цепи отрегулировать угол его наклона.
Ссып предназначен для:
Ссып следует навести на стенку машины направленную в эту сторону поля, где картофель еще не выкопан.
Сокращая или удлиняя цепи следует установить ссып так, чтобы клубни не могли попасть в колею трактора, а прутки элеватора не зацепляли за прутки ссыпа.
Работу следует начинать с поворотной полосы, которая должна быть около 7,5 м, а минимум 6 м.
Поле следует поделить на загоны по 30-40 рядков и копать вкруговую. Выезжая в рядки следует опустить машину в рабочее положение, а на конце рядков поднять ее в транспортное положение грузоподъемником трактора.
Заглубление лемехов устанавливается опорным колесом так, чтобы все клубни можно было выкопать без повреждения их лемехами.
При слишком глубокой установке лемехи захватывают и подают на элеватор большее количество земли, что утрудняет ее отсеивание.
Заглубление лемехов для данного поля следует установить как постоянное. Для этого следует определить на какой глубине (измеряя от основания рядка) находится наиболее низко расположенные клубни и на эту величину поднять опорное колесо по отношению к носкам лемехов. После этого на коротком участке следует проверить правильность установки лемехов и в случае необходимости скорректировать ее.
Повороты агрегата можно производить только после подъема машины в транспортное положение. При поворотах необходимо следить за положением кожуха телескопического карданного вала не допуская соприкосновения с рамой навески, ведущего к изгибу и поломке карданного вала.
В связи с тем, что телескопический карданный вал передвинут вправо от продольной оси машины, при повороте вправо соприкосновение кожуха вала с рамой навески наступает при большем радиусе поворота, чем при левом повороте - поэтому рекомендуется поворачивать влево особенно при узких полосах поворота.
Угол поворота вправо не должен превышать 50o.
Запрещается производить повороты агрегата с включенным валом отбора мощности трактора, ведущие к поломке телескопического карданного вала. Запрещаются повороты агрегата с углубленными лемехами, вызывающие остаточную деформацию рамы машины и лемехов. |
При нагрузке машины (чрезмерное заглубление лемехов, заклинивание камня между роликами и элеватором, прочие перегрузки) предохранительная муфта издает характерный скрежет. Тракторист должен немедленно остановить трактор, выключая одновременно привод машины, а затем устранить причину перегрузки.
При выезде в рядки следует заранее (около 0,5 м перед рядками) опустить машину так, чтобы заглубление лемехов при входе в рядки было достаточным. В другом случае, при заглублении лемехов возникнут трудности и некоторое количество клубней будет повреждено лемехами. Элеваторы и их несущие элементы, т.е. ролики и встряхиватели, работают в очень тяжелых условиях и требуют ухода и содержания их в полностью исправном состоянии.
Следует обратить внимание на необходимость частой смазки роликов и встряхивателей - по крайней мере один раз в день. Кроме того, следует постоянно контролировать состояние роликов, т.к. заедание ролика ведет к его повреждению и чрезмерному износу элеватора. Практически проверка состояния роликов производится следующим образом - перед каждым очередным проездом следует включить привод машины и наблюдать, вращаются ли все ролики.
В связи с очень тяжелыми условиями работы следует тщательно смазывать машину в соответствии со схемой. Перед смазкой следует тщательно очистить шариковые клапаны масленок.
Комплектные ролики и всряхиватели следует смазывать до момента появления смазки по стороне стенки машины. Смазочные материалы следует содержать в плотно закрываемой таре храня от пыли.
Для смазки редуктора следует применять летнее трансмиссионное масло. После первых двух дней работы следует сменять масло, сливая его непосредственно после работы, когда его вязкость обнижена.
Масло следует проверять каждые три дня обращая внимание на его состояние, если при растирании масла между пальцами будут обнаружены металлические примеси масло следует заменить, а перед этим прополоскать редуктор дизельным топливом.
Замену масла следует производить после каждых 100 часов работы (практически раз в сезоне). После спуска масла следует влить в редуктор около 1 литра масла. Уровень масла проверяется при помощи щупа маслоуказателя укрепленного в заливной пробке корпуса редуктора. Уровень должен быть в границах между двумя отметками на щупе (при этом машина должна стоять на ровной площадке, а лемехи прикасаться к земле).
Замена элементов элеватора может производиться в полевых условиях. Одним из наиболее частых повреждений является поломка прутков 1 (рис.8) в месте их сварки со обоймами 2.
Для замены двойного прутка следует:
Для замены поврежденного звена следует удалить два шплинта 6 и снять две сопряженные с ним пластинки.
Поломанный двойной пруток можно отремонтировать в мастерской путем сварки и приклепки новой головки 3 - в случае ее износа или поломки.
Если втулки звена изношены, можно продлить их эксплуатацию отворачивая их так, чтобы со звездочкой и роликами сопрягалась менее изношенная сторона.
Во время работы элеваторы растягиваются. Поэтому после уборки 10-15 га картофеля следует сократить передний элеватор на 8 см отнимая двойной пруток и два звена (по одному с каждой стороны элеватора). |
Для замены изношенной или поврежденной звездочки в сборе или ступицы звездочки следует:
Для замены звездочки или ступицы звездочки заднего вала следует произвести частичный демонтаж вала так, чтобы вывести его из рамы машины.
Для замены изношенного или поврежденного венца звездочки следует:
Элеваторы поддерживаются и направляются соответственно поддерживающими роликами и встряхиваются при помощи встряхивателей. Все ролики и встряхиватели снабжены стальными закаленными вкладышами, а поверхности роликов взаимодействующие с элеватором обрезинены.
Ежедневно следует проверять состояние обрезинки роликов.
В случае износа или разрыва резины, следует заменить обрезиненную втулку новой.
Для этого следует:
После этого вмонтировать ролик на место и обязательно застопорить ось ролика штифтом.
Замена встряхивателя производится аналогично.
Для замены элементов подшипника скольжения ролика или встряхивателя следует:
Все детали следует отчистить от земли и смазки, изношенные заменить новыми и смонтировать действуя в обратной последовательности.
Допускаемый износ чугунного ролика и стального вкладыша составляет 2 мм для каждого из них. При внутреннем диаметре ролика 29,5 мм и внешнем диаметре вкладыша 25,5 мм следует заменить их новыми.
Направляющие ролики переднего элеватора укреплены шарнирно на одном плече двуплечного рычага. К второму плечу прикреплена натяжная пружина.
Следует контролировать правильность натяжения этих пружин. Для этого следует включить привод машины и наблюдать отклонения роликов. Если под воздействием движущегося элеватора ролики незначительно отклоняются от верхнего положения - натяжение пружин правильное. Если ролик отклоняется вниз, следует натянуть пружину навертывая гайку на горизонтальный болт.
Фланец крепления и ребро привариваются к корпусу лемеха во время монтажа индивидуально для каждой машины. В связи с этим при замене корпуса лемеха следует:
Предохранительная муфта - дисково-шариковая - прикрепленная к раме машины за телескопическим карданным валом с неразъемным кожухом, предохраняет от поломки привод и рабочие элементы машины.
Муфта установлена на заводе на момент 25+2 кГм (полностью обеспечивающий нормальную работу машины при соответствующих почвенных условиях) и запломбирована. Регулировка муфты для увеличения переносимого момента в период гарантии запрещается.
Технический уход:
по выработке 15 га рекомендуется дотянуть болты предохранительной муфты. Болты дотянуть на 6 кгсм. По дотяжке болты необходимо зафиксировать.
Для замены валика с диском следует:
Если при работе в нормальных условиях выключение муфты под действием рабочих нагрузок происходит слишком часто, следует произвести регулировку момента муфты.
После обработки около 10 га может возникнуть повышенный зазор в подшипниках конических шестерен редуктора. Для устранения повышенного зазора следует вывернуть зажимной винт, а затем дотянуть до отказа специальную гайку. После этого следует отвернуть (ослабить) гайку не более чем на 30, так чтобы прорезь гайки совпала с одним из отверстий под винт, и ввернуть в это отверстие зажимной винт дотянуть его до отказа.
Для того, чтобы снять колеса, следует:
Для съемки камеры следует отвернуть шесть болтов, соединяющих диски.
Демонтаж моста производится следующим образом: вытянуть шплинты, шайбы и четыре пальца.
Клиновые ремни должны быть правильно натянуты. При правильном натяжении ремень, под нажимом пальца на половине длины между шкивами должен прогибаться на 15-25 мм. Натяжка ремня производится довертыванием регулировочной гайки. Клиновые ремни следует защищать от воздействия смазки и масла. Замасленные ремни следует снять и вымыть мылом и водой, а затем вытереть и высушить.
Каждый раз, после окончания работы, следует очистить машину от земли, пыли и т.п. Машину следует хранить в помещении защищающем ее от атмосферного воздействия.
После окончания сезона работы следует:
Категорически запрещается:
Во время транспорта машины следует соблюдать следующие предписание:
Рама |
|
---|
Ходовая система |
---|
Лемехи |
|
---|
Элеваторы |
---|
Ролики и встряхиватель |
|
---|
Рама навески |
|
---|
Опорное колесо |
|
---|